Впервые новая модель Лада х рей была представлена еще в 2012 году и с тех пор россияне с нетерпением ждут официального старта продаж привлекательной новинки. Ведь новый дизайн, автором которого стал Стив Маттин, настолько выламывался из представлений об АвтоВАЗе, что интерес к Икс-Рей был обеспечен изначально.
А уже в 2014 году появилась определенная конкретика, когда Lada X Ray Concept 2 (предсерийный экземпляр), был продемонстрирован широкой публике в Москве (на видео ниже). Тем не менее, модель, которая была презентована в 2015 году, отличается от таковой 2012 и 14 гг.
Стоит отметить и расплывчатость определений. Ведь основная масса автолюбителей расценивает Х Рей как кроссовер (кросс). Однако даже АвтоВАЗ свое творение не классифицирует подобным образом. Уже неоднократно отмечалось, что икс-Рей – это «высокий хэтчбек», что ставит его в весьма специфическую нишу рынка.
Внешность автомобиля, подготовленного к серийному производству, заметно скромнее, нежели у концепта, представленного на автосалоне. Концепт поражал всех мощным, 2-дверным кузовом с дутыми крыльями и бамперами. Предсерийная версия уже 4-дверная, без хромированной накладки по дверным панелям. Кроме того, в профиле х-образная подштамповка выведена четче, дизайн колесных дисков иной, а низ дверей отличается линиями, что улучшают аэродинамику.
Передок предсерийного авто получил немного подкорректированные фары. Если на фото концепта они были узкими и заточенными, с острыми углами, то теперь стали скругленными. Капот почти не изменился, равно, как и передний бампер, по бокам которого разместились круглые противотуманные фары. А еще полностью трансформировалась радиаторная решетка.
Тем не менее, больше всего перемен конструкторам и дизайнерам АвтоВАЗа пришлось вносить в корму машины. Причина предельно проста – цена. Стоимость компонентов, используемых на концепте, слишком высока, дабы комплектовать ими серийный автомобиль. В противном случае его ценник чрезмерно вырастет. В итоге мощная, скругленная корма с большим стеклом, хромированными полосами и эффектными раструбами выхлопа уступила место вполне современной, но куда более скромной конструкции, с традиционной пятой дверью и задними фонарями, дизайн которых перекликается с таковым у Фокуса.
Однако Стив Маттин и его команда потрудились на славу, сработав стильный и современный хэтчбек.
Дизайн салона весьма своеобразен. Особенно эффектно сочетается черный и оранжевый пластик – фото салона Лада Х Рей буквально играет оттенками. Но внутри хватает и иных оригинальных решений. Разноцветный, 3-спицевый руль смотрится очень стильно и современно, автоматически «заряжая» водителя на активную езду, а это желание подогревается глубокими колодцами, в которых спрятались приборы. Впрочем, подобная стилистика ничуть не мешает считыванию показаний, что уже отмечалось во время тест-драйва.
Центральная консоль, визуально поделенная на два больших блока, также приковывает к себе внимание. Воздуховоды расположены на оптимальной высоте, большой дисплей отличается завидной функциональностью, рычаг коробки не перекрывает клавиши и регуляторы – видно, что над вопросами эргономики серьезно поработали. Нельзя не заметить и то, как гармонично с разноцветным пластиком сочетаются хромированные окантовки дефлекторов обдува и трансмиссионного тоннеля. А завершается образ светлым навершием рычага КПП и тиснением X-Ray перед ним.
Сиденья у новинки ВАЗа удобные, боковая поддержка вполне достаточная, чтобы цепко удержать водителя в крутом вираже. Задний диван хоть и располагает тремя подголовниками, рассчитан явно на дуэт седоков. Все эти достоинства Лада Х Рей дополняются хорошей обзорностью и обилием солнечного света в салоне, благодаря большой площади остекления.
Пока что она ограничивается только 4-дверным хэтчбеком. Возможно, в будущем АвтоВАЗ запустит в серию X-Ray в другом кузове, однако никаких данных относительно такого шага еще нет. Сама модель была спроектирована на базе типа В0, которая также используется для выпуска популярных Сандеро и Дастер.
Как было указано представителями АвтоВАЗа, моторная гамма модели будет насчитывать 3 силовых агрегата:
Эта отечественная разработка, выпускаемая с 2013 г, первоначально предназначалась для Приоры. Такой же движок установят и под капот Лада Веста.
Его атмосферная компоновка предельно проста:
Подобная конструкция позволяет ему выдавать 106 коней при 5 800 об. Работает мотор на 95-м бензине, коего в смешанном цикле требуется порядка 7 л.
Отличительная особенность – система газораспределения двигателя, которая наделяет мотор хорошей тягой внизу и позволяет не сникать вверху.
Его АвтоВАЗ позаимствовал у своих коллег из японской компании Ниссан. Выбор именно этого силового агрегата неудивителен. Он выпускается с 2006 года и ставится на многие модели Альянса. Это и Джук, и Ноут, и Кашкай, и Сентра и другие. Следовательно, в его конструкции минимум слабых мест. Именно в расчете на это АвтоВАЗ не пожалел огромной суммы в 19 000 000 000 руб., вложенных в его производственную локализацию.
Конструктивно он аналогичен ВАЗовскому мотору, но мощность у него выше и составляет уже 114 коней на 6 000 об., да и тяга неплохая – 153 «ньютона» на 4 400 об. Отличие заключается в применении цепи в приводе ГРМ, а это делает мотор заведомо надежнее российских творений, так как за обрыв ремня можно не опасаться.
Будущим владельцам Лада Х Рей стоит помнить, что хорошие характеристики двигателя омрачаются некоторыми его слабыми местами. Это старт в мороз (двигатель чувствителен к понижению температуры), частые поломки подушки (правой) движка, что приводит к шуму и вибрациям, прогорание колец, а также свист ремня генератора.
Это новинка от АвтоВАЗа, спроектированная на основе мотора, объемом в 1.6 литра. У него аналогичное расположение (поперечное, рядное), квартет цилиндров и 16 клапанов, дополненные распределенным впрыском и инжекторной системой питания. Работы над ним идут достаточно давно, а в октябре-ноябре 2014 года мотор уже находился на процедуре калибровки. Отдача агрегата составит 122 коня, что будут идти в паре с пиком момента в 173 Нм.
Особенностями мотора будут:
Примечательно, что степень локализации окажется довольно высокой за счет того, что коленвалы, блоки цилиндров, корпуса головок блоков, маховики и иные основные компоненты будут производиться на АвтоВАЗе. Относительно динамических характеристик мотора, то они станут известны после проведения тест-драйва.
В списке коробок передач Lada X-Ray значатся две трансмиссии:
Она аналогична тем, что будут устанавливаться на Лада Веста и которой уже комплектуется несколько моделей ВАЗа – Гранта, Калина и т. д. Примечательно, что в 2012 году эта «механика» прошла серьезную модернизацию, в ходе чего КПП в качестве тягового механизма обзавелась приводом тросового типа от фирмы Atsumitec (Япония). Как итог – вибрации рычага были заметно снижены, равно, как и уменьшено усилие на переключении.
Кроме того, было изменено расположение механизма, ответственного за выбор передач, который из нижней сферы КП был смещен в верхнюю. Такое решение позволило на треть снизить объем заправляемого в трансмиссию масла, а также ликвидировать причину тугого включения скоростей – загустевание масла в морозы.
Модуль переключения поставляется фирмой Schaeffler (Германия), но на данный момент идет работы по локализации производства данного компонента. Его применение гарантирует четкость и легкость включения передач. Дополнительно трансмиссия получила новые синхронизаторы, а также вторичный вал, что отразилось в снижении шумности и повышении надежности.
Изначально у АвтоВАЗа были планы установки на Икс Рей классического гидротрансформатора. Однако, по причине дороговизны «автомата», от него отказались в пользу роботизированной трансмиссии, разработанную на основе механической КПП типа 2180. В нее были интегрированы электронные элементы и компоненты, предназначенные для компенсации работы сцепления. Сцепление для трансмиссии поставляется компанией VALEO, а актуаторы идут от немецкой фирмы ZF.
Особенностью коробки является отсутствие необходимости в регламентном обслуживании и прогреве. У робота будет и ручной режим.
Изначально Lada X-Ray будет выпускаться исключительно в переднеприводном исполнении, что подразумевает установку типичного для сегмента шасси – независимой схемы на передней оси и торсионной балки на задней.
Однако у АвтоВАЗа есть планы выпуска модификации LADA X-RAY CROSS, которая получит полный привод и уже сможет конкурировать с другими кроссоверами. Предполагается, что схема ходовой части будет позаимствована у паркетника Рено Дастер, с его полностью независимой, многорычажной компоновкой сзади. А передачу крутящего момента реализуют посредством муфты электромагнитного типа All Mode 4×4-i.
Исчерпывающих данных по этому вопросу нет. Достоверно известно лишь о двух возможных комплектациях.
Одна из них получит фронтальные подушки, электронику в лице систем ABS, EBD, экстренного торможения, а также контроля тяги. В боковых зеркалах разместятся повторители поворотов, а колеса будут представлены 15-дюймовым литьем (опционально). В салоне авто получит мультимедийный комплекс с жидкокристаллическим дисплеем, Bluetooth, Handsfree, AUX и USB. Также Икс Рей оснастят сигнализацией и комплексом ЭРА-ГЛОНАСС.
Вторая версия дополнительно получит дисплей (7 дюймов), круиз-контроль, парктроник, навигацию, кондиционер и многое другое
Цена пока не объявлена, но стартовать она будет от 500 000 руб., как сообщил сам Андерссон. Продажа хэтчбека должна начаться вскоре после старта реализации Весты. Скорее всего, это произойдет в начале 2016 года.